Роспотребнадзор по КБР ответил на вопросы делового сообщества республики

2020 09 29 13 53 09029 сентября по инициативе Кабардино-Балкарского регионального отделения «Деловой России» состоялся онлайн-семинар, в рамках которого представитель Роспотребнадзора по КБР Резуан Атласкиров ответил на вопросы предпринимателей, связанные с осуществлением деятельности в условиях нынешней санитарно-эпидемиологической обстановки.

 

Участники получили рекомендации по работе предприятий общественного питания и торговли, информацию об административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и многое другое.

Ответы на заданные вопросы подкреплены ссылками на конкретные нормативно-правовые документы.

В частности, участники семинара обсудили необходимость и порядок ведения журналов по наблюдению за температурой сотрудников и дезинфекции помещений, журналов предприятий общественного питания; вопросы соблюдения масочного режима; проведение плановых и внеплановых проверок субъектов предпринимательства; проведения массовых мероприятия, а также ознакомились со статистикой ведомства об административных правонарушениях.

Семинар получился информативным и полезным для делового сообщества и был проведен сотрудниками ведомства на высоком профессиональном уровне.

***

Вопрос: Обязательно ли ведение журналов, порядок и срок их хранения при организации работы предприятия общественного питания. Сколько хранить журнал, если он уже заполнен и новый заведен?

Ответ: Нормативно-правовыми актами не предусмотрены сроки хранения журналов, этот вопрос предприниматель решает для себя самостоятельно. В случае проверки проверяющему должен быть представлен журнал, который ведется на момент проверки.

Разъяснения: Методические рекомендации 3.1/2.3.6.0190-20 «Рекомендации по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения распространения COVID-19» и Методические рекомендации 3.1/2.3.5.0173/8-20 «Рекомендации по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в организациях торговли» не предусматривают наличие журналов для регистрации контроля температуры тела, уборки и т.д.

На предприятиях общественного питания в соответствии с пункт 9.1, 15.1 СП 2.3.6.1079-01 СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; статьи 1011 ТР ТС 021/2011; пункт 13.2приложение 13 СанПиН 2.4.4.3155-13 должны быть следующие журналы: бракеражный журнал; журнал осмотров персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания; журнал контроля качества фритюрных жиров; журнала "Здоровье".

Вопрос: Ведение журналов по наблюдению за температурой сотрудников. Сколько раз в день и как записывать данные? В том числе в случае, когда нет отклонений от нормальной температуры.

Ответ: Исходя из вышеперечисленных Методических рекомендаций, ведение журналов не требуется. Требуется организация ежедневного (перед началом рабочей смены) «входного фильтра» с проведением контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела или признаками респираторного заболевания.

Однако, ведение такого журнала обеспечит безопасность руководителя/владельца в случае вспышки заболевания на предприятии, подтвердив, что были приняты все профилактические меры для недопущения данной ситуации.

Вопрос: Можно ли ставить лампы дезинфекции на автоматический режим и как вести тогда журнал, надо ли все равно каждый раз делать запись?

Ответ: Если в технической документации предусмотрен автоматический режим использования устройства, он может быть использован с соответствии с инструкцией. В этом случае вести журнал нет необходимости. При этом важно не забывать про рекомендованный режим проветривания и использовать устройство строго в соответствии с инструкцией.

Разъяснения: п.п. 10 и 11 М.Р.3.1/2.3.6.0190-20 «Рекомендации по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения распространения COVID-19» и п.п. 2.8 и 2.9 МР 3.1/2.3.5.0173/8-20 «Рекомендации по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в организациях торговли» допускают «применение в помещениях с постоянным нахождением людей устройств для обеззараживания воздуха (использование бактерицидных облучателей, рециркуляторов) разрешенных для применения в присутствии людей и проветривать каждые 2 часа (по возможности).

Вопрос: Действует ли в настоящее время масочный режим для сотрудников предприятий?

Ответ: Да, действует. Сотрудники всех предприятий и учреждений республики должны на рабочих местах соблюдать масочный режим, а также регулярно использовать антисептические средства для рук и рабочих поверхностей, соблюдать социальную дистанцию.

Разъяснение: В соответствии с МР, п. 6 Указа Главы КБР о 18.03.2020 г. №19УГ "О введении на территории Кабардино-Балкарской Республики режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" и п. 4.4 СанПин 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» обязательно соблюдение мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции, а именно:

- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчсчаток), соблюдение социальной дистанции;

- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха и т.д.

Вопрос: Существует ли в КБР практика по выделению санитарно-защитной зоны для строительства автомоек и других видов объектов предпринимательства вблизи жилой зоны?

Ответ: Санитарно-защитные зоны вокруг объектов строительства определяются СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". В случае, если соблюдение установленных санитарно-защитных зон невозможно в связи с плотностью жилой застройки в конкретном районе и густонаселенностью, предпринимателем готовится проект застройки, производятся необходимые замеры, по результатам которых главный санитарный врач региона дает согласование на застройку или отказывает в разрешении.

Разъяснения: Согласно п. 7.1.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"   к предприятиям 4 класса опасности с организацией ориентировочной СЗЗ - 100 метров относятся мойки автомобилей с количеством постов от 2 до 5. Мойки до 2 постов относятся к 5 классу опасности с организацией ориентировочной СЗЗ - 50 метров.

В соответствии с п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Согласно п. 4.3 правил   для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:

- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

- результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.)

В соответствии с п. 3.17 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" - «При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения). При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения атмосферного воздуха не проводятся.

Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.

Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий».

Вопрос: Действует ли сегодня в республике запрет на проведение массовых мероприятий? Какие меры должны быть приняты организатором массового мероприятия для обеспечения безопасности участников?

Ответ: Пункт 2 Указа Главы КБР о 18.03.2020 г. №19УГ "О введении на территории Кабардино-Балкарской Республики режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" - устанавливает, что проведение на территории Кабардино-Балкарской Республики массовых мероприятий, в том числе деловых, спортивных, зрелищных, возможно при условии соблюдения участниками дистанции до других граждан не менее 1 метра, использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и предельной численности участников не более 50 человек.

Также, п. 6. обязывает юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в местах массового скопления людей, обеспечить регулярное проведение мероприятий по дезинфекции и использование персоналом средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы).

Вопрос: Существуют ли штрафы для предпринимателей за обслуживание в торговых точках, предприятиях клиентов/покупателей без масок? Если да, то размеры штрафов и кто может их выписать?

Ответ: Да, существуют. В рамках административной ответственности за нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрены штрафы, а также административное приостановление деятельности. Размеры штрафов варьируются от 15 000 до 500 000 рублей в зависимости от статуса ответчика. Повторное нарушение может повлечь наложение штрафа до 1 млн. рублей. Привлечение к административной ответственности осуществляет Роспотребнадзор либо МВД.

Разъяснения: КоАП РФ Статья 6.3. 31.07.2020 г. «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», часть 2: Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности.

КоАП РФ Статья 20.6.1. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ).  

  1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
  1. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -  влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вопрос: Какова статистика ведомства по административным нарушениям за период пандемии?

Ответ: За период пандемии специалистами Управления выдано 618 предписаний о дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий, установленных предписанием о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических). За невыполнение вышеуказанных предписаний к административной ответственности привлечено 63 предпринимателя. В отношении лиц, допустивших данное нарушение были составлены протокола по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Материалы переданы в суд для дальнейшего рассмотрения. Судом вынесено 7 постановлений об административном приостановлении деятельности.

Вопрос: Действует ли еще мораторий на плановые проверки бизнеса? По каким причинам может быть проведена внеплановая проверка?

Ответ: Мораторий на плановые проверки МСП завершит своё действие 31.12.2020 (согласно Федеральному закону от 25.12.2018 № 480-ФЗ). При этом осталась возможность проведения внеплановых проверок – при наличии соответствующих обстоятельств. Кроме того, внеплановая проверка может быть проведена лишь после согласования с органом прокуратуры.

Разъяснения: ФЗ №98 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что особенности организации и проведения в 2020 году проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) распространяется на субъекты не только малого, но и среднего предпринимательства. Установленный ст.26.2 ФЗ- 294 порядок проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, действовал до 31 марта 2020 года.

Статья 26.2. ФЗ №294 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" дополнена частью 1.1, согласно которой, если иное не определено Правительством РФ, установлен мораторий на проведение с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно проверок в отношении ЮЛ, ИП, отнесенных в соответствии со ст.4 ФЗ от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» к субъектам предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют проверки, основаниями для которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

ПП №438 от 03.04.2020 года установлено, что в 2020 году в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, проводятся только внеплановые проверки исключительно по основаниям:

а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;

б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;

в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

г) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1 1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";

д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;

е) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным.

Вопрос: Имеют ли право предприниматели не обслуживать явно больных клиентов и запрещать им посещать свои заведения, с целью не допущения заражения?

Ответ: Безусловно, имеют. Также предприниматель или сотрудник предприятия/учреждения имеет право отказать в обслуживание гражданину, не соблюдающему масочный режим.

 

РУКОВОДСТВО КБРО

parh Ю.В.Пархоменко председатель КБРО ООО «Деловая Россия»
voyt А.И. Войтов сопредседатель КБРО ООО «Деловая Россия»
ivazov2 Б.В. Ивазовсопредседатель КБРО ООО «Деловая Россия»
Н.Л. ПЛЯКОисполнительный директор КБРО ООО «Деловая Россия»
taumurzaeva sml С.М. ТАУМУРЗАЕВАзаместитель исполнитель-
ного директора КБРО ООО "Деловая Россия"